![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]() ![]()
Сообщение
#1
|
|
Экс-Лидер Контрабандистов ![]() Группа: Бывалый Сообщений: 163 Регистрация: 12 Декабрь 2002 Из: Молток Пользователь №: 25 Раса: Хо'Дин ![]() |
DS-MOF
Но мы-то про ЗВ говорим! Я вот тоже считаю, что ничто нельзя конкретно делить на Светлое и Темное, на Добро и Зло! Даже вспомните! На древнем китайском знаке Инь и Янь на черном поле есть белая точка, а на белом - черная... Они переплетаются и переходят друг в друга... Нельзя делить Добро и Зло, просто они не существуют друг без друга... Как Жизнь и Смерть! -------------------- [COLOR=purple]Ego sum, qui sum.[/COLOR]
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
добрый дядя модератор ![]() Группа: Бывалый Сообщений: 289 Регистрация: 24 Февраль 2003 Из: Саратов Пользователь №: 28 Раса: папа Люка ![]() |
На днях меня попросили прояснить мое понимание того, что такое темная и светлая сторона силы. Думаю, что этот вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Ни для кого не секрет, что популярная в современной фантастической литературе (и кинематографе, как в нашем случае) идея о борьбе Света и Тьмы (то есть Добра и Зла) восходит к весьма различным и весьма серьезны философским концепциям. Упрощая до двух строк, можно сказать, что на формирование современного фантастического канона повлияли две конкурентные тенденции: 1. Добро и Зло - две взаимоисключающие сущности, между которыми невозможен компромисс. (христианство, западная философия,) 2. Добро и Зло – два взаимосвязанных и дополняющих друг друга РАВНОЦЕННЫХ явления. (восточная философия, гностические ереси). Примером второго может служить «Мастер и Маргарита» М. Булгакова – диалог Воланда и Левия Матвея.
Однако в современной (кино)фантастике произошла своеобразная подмена понятий, потому что «свет и тьма» и «добро и зло» - все таки понятия неравноценные. Для чего это нужно? Для того, что бы приблизится к пониманию добра и зла как равноправных сущностей или, проще говоря, для возвеличивания зла. Потому что маньяк – убийца при нормальных условиях вряд ли вызовет сочувствие у читателя, а вот темный маг, укокошивающий людей пачками ради своих, непременно возвышенных или хотя бы грандиозных целей, представляется уже фигурой сложной и неоднозначной. Никогда не поверю, что Лукас сочинял свою концепцию Силы наобум, не учитывая сложный философский контекст, и не пытаясь дать в конечном итоге еще один ответ на извечный вопрос о добре и зле. Замечательно то, что Лукас в своем понимании природы Добра и Зла совмещает две вышеозначенные тенденции (непримиримой борьбы и компромисса): две стороны силы - явления одного порядка, стороны ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ Силы, однако не может быть никакого компромисса и РАВНОВЕСИЯ между Люком и Императором (не бывает так). Кстати, Лукас счастливо избежал распространенного в фантастики приема героизации и эстетизации зла. Безусловно, Дарт Вейдер вызывает зрительской сочувствие (мне так кажется ![]() Теперь о самой Силе. Этот момент связан со знанием английского языка, поэтому пусть меня поправят те, кто хорошо его знает, если я не прав. В английском языке есть два слова, который на русский переводятся как «сила» - «force» и «power». Первой слово описывает преимущественно физические реалии, второе больше подходит для описаний проявлений духовных и психологических. В любом случае мы видим мышление в категориях силы и слабости (а не лжи и истины, например). Поэтому от резонного вопроса, который задает Люк Йоде – какая сторона сильнее Темная или Светлая два шага до вывода – кто сильнее, тот и прав. (Вот Анакин сделал этот вывод, а Люк – нет, поэтому Люк – молодец!:)). Интересно отметить, что на вопрос Люка, в чем же разница между сторонами, Йода не дает однозначного ответа. Понятно, что это должен сделать сам Люк в процессе духовного роста, но показательно, что четкого и однозначного критерия Лукас нам не сообщает. В самом общем виде разница между Светлой и Темной стороной заключается в том, что Светлый джедай использует силу в целях защиты слабых, а темный в целях нападение и захвата власти (молотком можно забить гвоздь в стену, чтобы повесить красивую картину, а можно тюкнуть им кого-нибудь по голове). Таков онтологический статус Силы в мире «ЗВ». Однако частные проявление этого общего закона наводят на интересные мысли. Во-первых, далеко не всегда можно провести грань между защитой и нападением (и это сразу понял Люк – ай, умница!). Во – вторых, далеко не всегда светлые джедаи сражались в спокойном, не яростном, не агрессивном состоянии духа (да и Вейдер далеко не всегда бывал злобным). Поэтому грань, на мой взгляд, можно провести в области весьма традиционной для подобного рода вопросов – а именно в соотношении средства и целей (или как мы творили добро в белых перчатках). И тут я возвращаюсь к моей идее о том, что Оби Ван – пособник Императора. Дело в том, что , НА МОЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД, для Оби Вана цель оправдывает средства. Для Люка, и даже для Вейдера –нет. Для Оби Вана очевидно, что если для победы надо бросить любимую девушку, быть может тяжело раненую, (это я об Амидале - что за ерунда упасть с такой высоты и с такой скоростью и ничего себе не сломать?) на произвол судьбы, то так и следует поступить. Для него очевидно, что если между тобой и победой стоит родной отец, то ты обязан, конечно, для общего блага, переступить и через его труп (такой космический вариант Павлика Морозова) Кстати идея родства и родного дома – одна из доминантных в фильме. Все, о чем я говорю – это только едва намеченная тенденция в фильме, но именно она делает его столь неоднозначным и интересным не только с точки зрения спец. эффектов. Словом, не все так просто в наших звездных войнах. На этом я, пожалуй, закончу свою затянувшуюся тираду. Огромное спасибо всем, кто прочел ее до конца. -------------------- А где Падме?
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18 июл 2025, 03:05 |