![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Enty |
![]()
Сообщение
#1
|
Гость ![]() |
Вот господа, не приходило ли вам в голову, что мир ЗВ - очень много общего имеет со вредневековой европейской мифологией да и не только с ней?
Например, юность и ранние подвиги Люка Скайвокера очень сходны с легендой о Парсифале. Оба героя воспитывались в глуши, над обоими посмеивались, так как они были неопытны и наивны, оба пережили скорбь от утраты билизких. Император сильно смахивает на Клингзора - оба искусители и хитрецы. В историях Кундри и Дарта Вейдера есть общее - и та, и другой были хорошими, да не повезло - встретился им Клингзор/Палпатин. Сообщение отредактировал Enty - 19 Апрель 2004, 10:52 |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
искатель и философ ![]() Группа: Бывалый Сообщений: 451 Регистрация: 13 Октябрь 2003 Из: Москва, Корускант, Кореллия Пользователь №: 252 Раса: человек ![]() |
Enty
Я думаю тебя заитересует эта статья. Она была опубликована в жирнале ''МК бульвар'' № 19-20 (257-258), 6-19 мая 2002, стр. 10-20. МИФОЛОГИЯ Семь киноведческих мифов о "Звездных войнах" В начале девяностых критик Сергей Кудрявцев написал в первой отечественной бесцензурной киноэнциклопедии "500 фильмов" о "Звездных войнах": "Лукас создал ироническую, остроумную, порой пародийную, типично постмодернистскую, построенную на всевозможных цитатах и отсылках, невероятно изобретательную "звездную фантазию". С тех пор разговоры о "постмодернистском характере" знаменитой тетралогии и поиск цитат и источников, использованных Джорджем Лукасом, стали любимым занятием киноведов. Между тем они даже не замечают, что, представляя Лукаса лишь изобретательным собирателем интеллектуальных мозаик, они не только через раз грешат против истины, но и обижают совершенно оригинального и самодостаточного творца, обладателя едва ли не самой буйной фантазии в современном кино и создателя самой невероятной "фантастической реальности" из когда-либо существовавших. Миф первый. О самураях Каждый уважающий себя кинокритик начинает статью об истории "Звездных войн" с рассказа о том, что фильм Джорджа Лукаса - римейк фильма Акиры Куросавы "Трое негодяев в скрытой крепости" (1958). Это так (Лукас неоднократно признавался в любви и к творчеству Куросавы в целом и к "Негодяям" в частности) и не так (сюжет о перемещении принцессы из пункта А в пункт Б при помощи странствующего рыцаря вполне можно считать общеукорененным в мировой культуре). Еще критики любят по-рассуждать о самурайских "корнях" джедаев, на что уже никаких свидетельств Лукаса не имеется. На самом деле, вряд ли что-то, кроме мечей (хотя и мечи общие только по названию, а не по принципу убойного действия), роднит рыцарей лукасовской галактики и средневековых японских воинов. Главное отличие - сугубо индивидуалистской идеологии самураев противопоставлен закрытый и разветвленный Орден, в котором во главу угла поставлена взаимовыручка и система наставничества. Да и с моральной точки зрения самураи и джедаи - нечто прямо противоположное: первые принципиально вне этики, бывают хорошие и плохие, запросто могут служить наемниками и менять своего господина. Ну а где вы видели плохого джедая, да еще наемника? Миф второй. Империя - Третий рейх "Звездные войны" появились в разгар холодной войны, когда противостояние "империи добра" и "империи зла" было особенно острым. Правда, открытые намеки на Советы всегда считались в Голливуде дурным вкусом. А вот нацистская Германия в качестве эстетического образца годилась вполне. Стальные френчи и высокие фуражки офицеров империи недвусмысленно намекали на вермахт и СС; в этой нехитрой конструкции Император выглядел совершеннейшим Гитлером, а Дарт Вейдер - то ли немецким армейским генералом, соблазненным идеями национал-социализма, то ли еще каким соблазненным. При всей привлекательности такой трактовки (тем более что Лукас известен своими либеральными взглядами) гораздо интереснее сопоставить лукасовскую галактику с Древним Римом. Огромная многонациональная Республика, раздираемая внутренними противоречиями и гигантским бюрократическим аппаратом, сильный и хитрый Цезарь, избранный на ее высший пост и в конце концов становящийся единоличным правителем. Однако в "Скрытой угрозе" лукавый Лукас подкинул любящему подтекст зрителю еще один манок. Незаурядный аппаратчик, становящийся вождем на волне возмущения против прежнего государственного устройства, так сильно смахивает на первых восточноевропейских лидеров, что волей-неволей начинаешь подозревать в прототипе канцлера Палпатина самого Бориса Николаевича Миф третий. Об Эдипе Сразу же после выхода 'Возвращения Джедая" один американский журналист остроумно заметил, что, если Лукас когда-нибудь снимет продолжение своей трилогии, Люк Скайуокер должен непременно жениться на собственной матери. С легкой руки рецензента рассуждения о том, что одним из источников, откуда Лукас черпал вдохновение, является древнегреческий миф об Эдипе, пошел гулять по страницам прессы. Есть даже несколько книг, посвященных психоаналитической подоплеке саги. Версия сия, однако, не выдерживает и малейшей критики и вообще может распространяться только в кругах, Фрейда читавших, а Гомера и Софокла - нет. Согласно неоднократно перелицованной мировой литературой эллинской легенде, фиванский царь Эдип убил своего отца и женился на собственной матери, не зная, что они его отец и мать. Ну а отважный Люк Скайуокер обнажил (или, если быть более точным, "включил") свой меч на лорда Вейдера, прекрасно зная, что перед ним - его собственный папочка. А вот "комплекс Электры" (девичий вариант эдипового комплекса) у принцессы Леи явно присутствует - не знающую о родстве с "темным лордом" девушку определенно тянет к закованному в латы космическому негодяю. Миф четвертый. О техническом прогрессе Умопомрачительные - как снаружи, так и изнутри - космические корабли, виртуозные в своей изобретательности интерьеры космического города, бездна всевозможных технических примочек, придуманных Лукасом, - в глазах окружающих автор "Звездных войн" предстает абсолютным защитником и певцом технического прогресса. Кое-кто склонен даже видеть в техногенном антураже основной смысл лукасовской эпопеи. Между тем для того, чтобы убедиться, что уж что-что. а машинерия будущего интересует режиссера в наименьшей степени, достаточно всего лишь внимательно смотреть. Хотя бы на роботов R2D2 и СЗРО. В "Скрытой угрозе" они ничуть не отличаются ни внешне, ни внутренне от себя самих в "Новой надежде". А ведь между "Эпизодом IV" и "Эпизодом I прошло добрых полвека. И уж любой апологет НТР вовсю бы развернулся, демонстрируя, как далеко ушла наука за эти пятьдесят лет. Могут, конечно, возразить: для Лукаса-продюсера было принципиально важно, чтобы роботы в "Эпизоде I оставались точно такими же, как и в старой трилогии, - для лучшего промоушна, разумеется. Ну так не зря говорят, что автор не всегда властен над своими персонажами: коммерческий расчет коммерческим расчетом, а не вышло из R2D2 и СЗРО роботов нового поколения, а из Лукаса - третьего брата Стругацкого. Миф пятый. О буддисте Йоде Если верить фильму "Форрест Гамп", к концу семидесятых годов все бывшие хиппи и дзен-буддисты шестидесятых годов превратились в Соединенных Штатах в "потерянное поколение" потребителей диско-музыки и кокаина. Так ли оно - Бог весть, но, только посмотрев "Войны", бывшие хиппи повылазили из своих диско-дыр и начали искать в фильме милый своему сердцу психоделик. Сцены вроде "домашнего концерта" у Джаббы или праздника у эвоков в третьей части наполняли их сердца гордостью за боевую молодость - это ж надо, как Лукас придумал, не иначе травы дунул. Учитель джедаев Йода на этом фоне выглядел совершеннейшим буддистским гуру, забравшимся на планету Дагоба. Даже если опустить, мягко говоря, далекие от идеологии ненасилия "предметы", преподаваемые Йодой своим ученикам на протяжении всех восьмисот лет педагогической деятельности, не может не внушать подозрения методика предполагаемого галактического гуру. В буддистском монастыре ничего не рассказывают и не объясняют, в лучшем случае предлагая "делать, как я". За исключением эпизода с вытаскиванием звездолета из болота, Йода вообще ничего не демонстрирует. Зато много и со вкусом рассуждает о Силе, предлагает Люку "учиться плавать прямо в море" и вообще обнаруживает свое сходство скорее с преподавателями американских колледжей. Те тоже стремятся отучить студентов "зазубривать", научив "думать". Насколько такой подход полезней - вопрос спорный, но к буддистской практике он уж точно не имеет никакого отношения. Миф шестой. О космических рыцарях Джедаи - они, конечно, рыцари. О чем повторяется в течение фильмов бессчетное количество раз. Hv а если есть рыцари, то "Звездные войны" - фантастический пересказ классического рыцарского романа. Тем более что "доказательств" подобной смелой постмодернистской гипотезе можно подыскать без труда. Вот. например, "Смерть короля Артура" Томаса Мэлори. Там, как правило, рыцари-анонимы до тех пор, пока хотят скрыть свое имя, упорно не снимают шлем. Ассоциации с лордом Вейдером возникают сразу. Про подвиги ради прекрасной дамы и говорить не приходится. Однако с классическими рыцарями (из романов, разумеется) у джедаев не больше общего, чем с самураями. Где, например, беспрекословная верность сюзерену, без которой не место за круглым столом? Где страдания за обладание оружием и доспехами? (Оби-Ван Кеноби достает из сундука меч и вручает его Скайуокеру, а он даже колен не преклоняет.) Где, наконец, видано, чтобы рыцарей кто-то учил быть рыцарями! Да тут о благородном происхождении и речи быть не может. Если серьезно, то у "Звездных войн" есть другие, пусть не такие старые, но не менее почетные литературные родственники. Неоднократно отмечалось, что на таком благодатном материале, как "Войны", так и не были сделаны полноценные комиксы. Думается, дело тут не в запутанных бизнес-интересах Джорджа Лукаса. Комиксы не могли быть сняты "по мотивам" фильма, потому что сам фильм в значительной степени опирается на комиксовую традицию. А Люк Скайуокер - наследник не Ланселота и Галахада, а Бэтмена и супермена (разумеется, в их изначальном, а не киношном виде). Миф седьмой. О Спасителе "Каждый находит в лукасовской саге что-то свое" - еще один киноведческий штамп, кочующий из статьи в статью. Обычно тут имеют в виду детей и взрослых, намекая на универсализм восприятия "Войн". Без особой натяжки этот же метод можно применить и к людям, "сдвинутым" на различных пунктиках. О бывших хиппи мы уже поговорили, на очереди - религиозные фанатики. Популярный в начале 80-х годов слух о существовании в США целой секты, полностью ориентированной на "Звездные войны" (и якобы активно поддерживавшейся и даже спонсировавшейся самим режиссером), оказался анекдотом, но количество людей, всерьез выискивавших в фильме парахристианские мотивы и даже олицетворявших Люка Скайуокера с Иисусом Христом, было довольно внушительным. Этот миф опровергнуть легче всего, поскольку его опроверг сам Лукас, заявив, что "Звездные войны" не имеют никакой религиозной подоплеки и вообще кино не об этом. Сказано это было в некотором раздражении, и, разумеется, никто из уверовавших в Люка-Христа не поверил ни единому слову. Дело, разумеется, не в фанатиках - мировоззренческая основа "Звездных войн" действительна довольно интересна и имеет много серьезных интерпретаций. Что до Люка-Христа, то здесь уместно процитировать одного из этих интерпретаторов, пошутивших: "Я не знаю, является ли Скайуокер Спасителем. Но то, что Иисус - джедай, не вызывает у меня ни малейшего сомнения". -------------------- Молодости свойственно вершить глупости, но у нее есть одно преимущество - она молодость.
Если вы однажды уже любили этот мир- встаньте бок о бок и попытайтесь еще раз... |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18 июл 2025, 15:27 |