Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Free: Лекции и практика Vode An (мандалорианский кодекс)
Форумы SWGalaxy > Виртуальный мир Звездных войн > Мандалорианская Конфедерация
V-Z
Культура и кодекс мандалориан. Лекция №1. Общий обзор культуры

Философия и принципы
Мандалориане – народ прирожденных воинов, чья армия входит в число лучших в Галактике (по моему мнению, вообще является лучшей, однако не будем спорить). Однако же немногие оценивают мандалориан как народ со своей философией и моральными принципами, глядя только на их действия на войне.
Это неверно. Если внимательнее рассмотреть народ Мандалора, то станет ясно, что это куда более сложная и любопытная культура, чем может показаться на первый взгляд.
Так давайте рассмотрим!

Воспитание и взросление
Семья на Мандалоре – одновременно и жесткое, и весьма гибкое понятие. В семью включается любой, кого члены семьи решают в нее принять; таким образом многие дети могут не иметь кровного родства со своими родителями.
Приведу цитату из труда «Мандалориане: самосознание и его влияние на геном», опубликованного Галактическим институтом антропологии.
Мандалориане удивительно мало заботятся о своих биологических линиях. Их определение «отпрыска» или «родителя» куда шире, чем просто родство по рождению; усыновление является привычным делом, и солдаты часто принимают к себе осиротевших на войне детей, если те впечатлят их своей агрессивностью и силой воли. Они также довольно терпимы к супружеской неверности при долгой разлуке, до тех пор, пока получившиеся дети воспитываются ими самими. Мандалориане обозначают себя лишь с помощью культуры и поведения. Это похоже на ключевые проявления твердой верности культуре и самосознанию, делающим упор на физическую выносливость и дисциплину, которая помогает различным этническим группам (например на Конкорд Доне) притянуться к мандалорианскому обществу, и таким образом привнести свежую кровь, усиливая генофонд, пришедший из глубины поколений. Инстинкт защиты детей – особенно важен и является доминантным. Они каким-то образом создали ориентированный на семью народ воинов, и продолжают усиливать его, присоединяя группы и личности с похожим мышлением. (III-0)
Как мы видим, мандалориане включают в свою сферу ответственности и защиты всех тех, о ком заботятся. И несмотря на суровые методы воспитания, к своим детям они относятся весьма бережно.
Обычай усыновлять сирот можно подтвердить следующим примером. Во время войны между Истинными Мандалорианами и Часовыми Смерти одна из битв произошла на Конкорд Доне, где погиб планетарный Протектор. Его сын Джанго был принят в отряд Джастера Мерееля; лидер воспитывал его как собственного сына и своего преемника. И, как мы знаем, вполне преуспел в этом.
Дети мандалориан готовятся как воины с самого раннего возраста. Они твердо знают, что в случае, если отцу понадобится их помощь – они должны суметь оказать таковую.
Приведу двойную цитату:
Наемник должен быть всегда готов отправиться куда угодно и встретиться с любой опасностью.
Джанго Фетт (FtS)
Ребенок наемника должен быть всегда готов отправиться с ним.
Боба Фетт. (FtS)
Взросление и ответственность за свои действия наступает у мандалориан куда раньше, чем у остальных народов. Официальным рубежом считается тринадцатилетний возраст; тем не менее, многие начинали свою войну значительно раньше. К примеру, семья Джанго Фетта погибла, когда ему было восемь лет; спустя совсем небольшое время он уже подготавливал ловушку для Часовых Смерти вместе с солдатами Мерееля. И лично застрелил одного из офицеров противника.
Его сын Боба в данном случае отца даже превзошел. К моменту гибели Джанго на Геонозисе он был старше, приближаясь к десяти годам. Однако у него не было никаких опытных помощников и наставников, коими для отца стали солдаты Мерееля. Тем не менее, Боба в одиночку сбежал с Геонозиса, сумел избежать гибели от рук графа Дуку и Аурры Синг, и в конце концов в том же десятилетнем возрасте выполнил первый контракт – для Джаббы Хатта. Потом он еще два года работал на него.
(История любит парадоксы, и этот конкретный стоит упоминания. Фетт-младший не раз повторял, что хочет стать лучшим наемником, как и его отец. Спустя десятилетия практически те же самые слова произнес Люк Скайуокер).
Разумеется, Джанго учил сына с самого младенчества. Но, при всех талантах Фетта-старшего, это не являлось чем-то необычным. Процитирую брачную клятву мандалориан:
Mhi solus tome
Mhi solus dar'totne
Mhi me dinui an
Mhi bajuri verde

Мы едины – когда мы вместе.
Мы едины – когда мы порознь.
Мы разделим друг с другом все
.
Мы взрастим воинов. (III-0)

Обратите внимание на последнюю строчку. Вот поэтому Мандалор вряд ли когда-то завоюют – потому что очень сложно покорить народ, где каждый ребенок умеет сражаться.
Следует теперь вернуться к тем, кого принимают в семью. Таковой для воина может стать что угодно; наиболее ярким примером является отношение многих приглашенных Джанго инструкторов к клонам, которых они воспитывали. Для части учителей профессиональные солдаты-клоны стали их собственными детьми, которых требовалось оберегать и защищать.
Знаете, как сержанты чаще всего орут на новобранцев? «Я твоя мать! Я твой отец!». А что ты будешь делать, если это действительно так? (III-0)
Это слова Кэла Скираты, превосходного воина, одного из Cuy'vul Dar («те, кого больше нет» на мандо’а; так называли упомянутых мною инструкторов). В дальнейшем я еще не раз буду его цитировать… А сейчас я привел в пример его, потому что именно Скирата стал настоящим отцом для своих воспитанников-клонов; особенно для AR-коммандо, группы «Ноль».
Таким образом можно заключить, что мандалориане по отношению к своим детям весьма заботливы, но воспитывают из них настоящих воинов. Угроза же детям вызывает в мандалорианах резкую отрицательную реакцию – таковую проявил все тот же Скирата, когда каминоане собирались уничтожить группу «Ноль» как не соответствующую их стандартам.

Отношение к товарищам
Один мандалорианин – это уже очень опасный противник; в разное время это доказывали Кандерос Ордо, Бендак Старкиллер, оба Фетта и Гез Хокан. Однако гораздо чаще мандалориане сражаются в отрядах, и действуют при этом крайне эффективно. Более чем эффективно.
В чем секрет? Во-первых, в совершенной синхронизации действий с другими. Это утверждение успешно было доказано в Мандалорианских Войнах, когда планеты захватывали одну за другой, при этом теряя не так уж много своих солдат. Немного позже лишним доказательством стал рейд группы Изгнанника и мандалориан Кандероса Ордо на флагман Дарта Нихилуса; отрезанные друг от друга группы действовали по единому плану, итогом которого стало уничтожение гигантского корабля.
Думайте о себе как о руке. Каждый из вас – палец, и без других ты бесполезен. В одиночку палец не сможет ни схватить, ни удержать, ни сложиться в кулак. В одиночку ты – ничто, а в команде – все. Кэл Скирата (HC)
Следующий принцип – это постоянная помощь собратьям. Мандалориане не бросают своих. Этот принцип неоспорим, и применяется всегда и везде. Исключение лишь одно – когда попавший в беду гарантированно мертв. Поэтому Монтросс, бросивший на поле боя Джастера Мерееля, был изгнан с позором – ни один мандалорианин не подал бы ему руки после этого.
Действуя в составе группы, мандалорианин думает о судьбе всего отряда, и следит за действиями товарищей. Именно поэтому воспитанные инструкторами с Мандалора отряды клонов-коммандо были настолько эффективны, страхуя друг друга и взаимодополняя профессиональные навыки.
Приведу свидетельство очевидца, мастера-джедая генерала Арлигана Зея. Как известно, джедаев сложно заподозрить в симпатии к мандалорианам, однако Зей прямо говорит Совету:
Думаю, примечателен тот факт, что уровень потерь среди взводов, прошедших тренировку у мандалориан, куда ниже, чем у тех, которые тренировали представители иных рас. Каким-то образом мандалориане прививают своим подопечным чувство цели, самодостаточности, и почти навязчивое чувство клана – или семьи – которое дает им истинное преимущество в выживании. Надо благодарить судьбу, что в этот раз они на нашей стороне. (III-0)
Мне кажется, что это свидетельство вполне красноречиво.

Военная тактика и психология
Как показали Война Ситхов и Мандалорианские Войны, в основе боевой доктрины лежит полное уничтожение противника. С этим трудно спорить – примеры налицо.
Однако же отношение мандалориан и жителей Галактики к смертям на войне и потерям во время битв довольно разное. Также как и отношение к «мирному населению».
Как однажды сказал Кэл Скирата: Войны – это законное насилие. Все остальное – лишь преступление. К счастью, мы – мандалориане, так что мы куда менее озабочены ханжескими различиями. (III-0). А один из его учеников-клонов объяснял позже падавану Этейн Тер-Мукан: «Не каждый солдат носит оружие».
Следует заметить, что мандалориане считают – нет чести в сражении с обычными людьми, не являющимися воинами. Однако куда большее бесчестье – это прикрываться гражданскими во время войны.
В то же время мандалориане придерживаются следующего мнения: если кто-то решил участвовать в войне, хоть и пассивно… он представляет себе возможные последствия и готов к ним. Как уже говорилось выше, среди мандалориан практически нет не-воинов; поэтому гражданское население они воспринимают как потенциальных противников.
Именно поэтому в битве при Серроко Кассус Фетт без колебаний обрушил ядерный ливень на республиканские базы, которые намеренно расположили рядом с крупными городами. Жители Галактики посчитали это варварством; однако это отлично укладывается в боевую доктрину мандалориан.
Боевая подготовка на Мандалоре многопрофильна. Один и тот же солдат может действовать как штурмовик, подрывник, разведчик и еще много кто. Именно для этой цели и служат мандалорианские доспехи, по праву заслужившие славу самой эффективной боевой брони в Галактике; как известно, эти доспехи просто начинены устройствами для достижения самых разных целей.
Кроме того, мандалорианин постоянно находится в боевой готовности. И очень хорошо понимает принцип «или ты, или тебя». Поэтому любой, атаковавший мандалориан, должен быть готов к большим потерям; джедаи на Галидраане потеряли добрую половину своего отряда.
Знаете, что делает вас особенно эффективными? Не только потому, что вы совершеннее генетически и очень хорошо натренированы. И не только потому, что вы подчиняетесь приказам, не обсуждая их. А потому, что вы всегда готовы стрелять на поражение. Лишь один процент гражданских готов убивать, и лишь четверть обычных солдат готова – даже под огнем. (HC)
Это сержант Кэл Скирата говорил о клонах; тем не менее, сия выдержка из вводной лекции по военной психологии в полной мере применима к мандалорианской армии.
Кроме того, одним из важнейших принципов мандалорианской военной доктрины является познание своего врага. Если противник использует какую-либо опасную технологию, или же эффективную тактику – воины Мандалора с удовольствием переймут и то, и другое. Что они и делали в течение своей истории; самый известный пример – это заимствование технологий с планеты Василиск, что позволило создать знаменитых боевых дроидов.
Следует также заметить, что для мандалориан нет неверной тактики – есть лишь неэффективная. Нет чести в сражении против какого-то определенного противника – но не в способе, хотя есть исключения. Мандалориане предпочитают сражаться силой оружия, огнестрельного или холодного. Использование же болезнетворных вирусов, к примеру, у многих воинов Мандалора вызывает негативную реакцию – так, например, Гез Хокан не смог до конца свыкнуться с мыслью о возможности такой войны. Для него это было сродни извращению.
Новые технологии и тактику мандалориане часто пробуют на своих врагах или потенциальных противниках. Один из ярких примеров – это испытание индивидуальных маскировочных полей во время Гражданской Войны Джедаев; Мандалор отправил отряд на Кашиик, дабы там они проверили эффективность таких генераторов невидимости. Надо сказать, что место было выбрано не наобум – вуки известны как опаснейшие противники в рукопашной (а посланные сражались именно так) и очень хорошо чувствующие лес – то есть способные заметить врага, если он даст хоть малейший шанс. Присутствие Ревана помешало проведению испытаний, однако можно считать доказанным, что ИМП крайне эффективны – ни вуки, не отряд Ревана даже не мог определить местонахождение мандалориан до того, как они выключали поля.
Косвенное свидетельство того же – широкое применение ИМП на Дксуне войсками Кандероса Ордо. Лагерь мандалориан охраняли невидимые бойцы; во время атаки ситхов на этот же лагерь многие ассасины погибли от клинков невидимок.
Благодаря всему перечисленному мандалориане завоевали весьма впечатляющую репутацию. Как известно, на Тарисе одно появление Кандероса Ордо мгновенно улаживало конфликты, с формулировкой: «Мы не хотим никаких проблем с мандалорианином». Словом, вновь процитирую Скирату: «По-настоящему великая армия – это та, которой стоит лишь достать меч, чтобы победить в войне». (III-0)

Отношение к иным народам
Когда рассуждают об отношении мандалориан к иным народам, то обычно приводят в пример войны, нацеленные на тотальное уничтожение. Однако это лишь поверхностная точка зрения.
Если же приглядеться внимательнее, то можно увидеть следующее: мандалориане каждый раз испытывают своего противника на прочность, атакуя его с убийственной яростью. Оказавшийся слабее – погибнет. Оказавшийся сильным – заслужит уважение.
Так, например, бешеное сопротивление оказали мандаллийские гиганты, и тем самым завоевали почет среди мандалориан. Они силой своего оружия завоевали право присоединиться к народам Мандалора, и потому стали верными союзниками такового.
Вообще, ксенофобия мандалорианам не свойственна. Это многорасовый союз, где уважают лишь личные качества. За примером далеко ходить не надо; во время Мандалорианских Войн в рядах их войск сражалось множество людей, однако сам Мандалор Наивысший принадлежал к расе тонгов.
Уважение к противникам – тоже характерная черта для мандалориан. Реван победил их, но худого слова вы о нем не услышите; напротив, Кандерос Ордо отзывается о нем с восхищением, и нет оснований думать, что его собратья считают по-другому. А Изгнанник лично доказал свое право на почет – выполнив сложнейшие задания и сойдясь в боевом круге с воинами Мандалора.
Тем не менее, подобное уважение со стороны мандалориан следует заслужить, и это очень непросто. Недаром Джанго Фетт говорил сыну: Боба, будь отстраненным. Помни: нет друзей, нет врагов. Только союзники и противники. Конечно, это больше относится к кодексу наемника, однако мандалориане сейчас испытывают мало доверия к народам Галактики. Как и таковые – к ним. (FtS)
Немногим позже Гез Хокан выказывал явное презрение к неймодианцу, на которого работает, и выданным ему в подчинение наемникам. Но это было вызвано тем, что сам наниматель – трус и скряга, а подчиненные – удивительные кретины. Хокан, потомок многих поколений воинов, просто не мог относиться к ним иначе.
Сделаем заключение: отношение мандалориан к кому-либо зависит от его личных качеств. Раса на уважение не влияет.

Мандалориане и джедаи
Пожалуй, один из наиболее интересных вопросов.
Джедаи и мандалориане постоянно сталкивались на поле боя; эти схватки стоили жизни многим воинам с обеих сторон. И по всем законам люди Мандалора обязаны ненавидеть рыцарей Силы… обязаны. По представлениям Галактики.
Однако, это не так. Тот, кто считает подобным образом, плохо знаком с образом мышления мандалориан.
Мандалориане испытывают себя на пределе возможностей и за пределами таковых. Мы восхищаемся теми, кто сумел одолеть нас в бою. Мы не испытываем ненависти – мы учимся, тренируемся и совершенствуем себя, чтобы быть готовыми в следующий раз и не потерпеть поражения. Хотя кое-кто из молодых считает этот груз нелегким.
Любой ветеран Мандалорианских Войн уважает джедаев вроде тебя. Твои действия на Дксуне оправдывают это уважение
. (K-II)
Это слова Келборна, непосредственного участника Мандалорианских Войн Изгнаннику – одному из высших офицеров Ревана. Несмотря на то, что от его меча пало много мандалориан, в лагере Кандероса Ордо его приняли, и дали шанс доказать право быть среди них. Изгнанник даже удостоился высокой похвалы от капитана – тот заметил, что ему следовало бы родиться на Мандалоре.
И Келборн не одинок в своем мнении. Приведу в доказательство слова Бралора, его сотоварища и одного из лучших бойцов того времени:
До войны мы считали джедаев слабаками. Кодекс ограничивал их истинный потенциал. И их моральная узколобость не позволила бы им пережить настоящую войну. Но именно наше мнение оказалось узким. Теперь я это четко вижу. (K-II)
Несколько тысячелетий спустя примерно те же чувства проявил Гез Хокан. Захваченный им в плен и подвергнутый жесткому допросу мастер Каст Фульер так и не сломался; сам воин комментировал это следующим образом:
Но, по крайней мере, он был готов сражаться за себя, несмотря на всю мистическую чушь, что он исповедовал. Хокан уважал характер, даже если не выносил его обладателя. Таких всегда было мало. (HC)
Собственно, именно Война Клонов во многом сблизила мандалориан и джедаев. Дело в том, что многие из клонов тренировались именно под руководством воинов с Мандалора, как уже было сказано. И перенимали их философию и отношение к жизни.
А поскольку многие из джедаев постоянно сопровождали клонов – то и сами прикасались к этой совершенно чужой для них культуре. И хватало тех, кто пытался понять их и принять это мировоззрение. Хотя многие из мандалориан считали, что джедаи зря ограничивают себя правилами Ордена, снижая тем самым эффективность на поле боя.
- Ты можешь его придушить Силой? – тихо осведомился Вау.
- Что?
- Просто интересно. Было бы очень полезно.
- Меня никогда такому не учили.
- Жаль. Забываются все толковые боевые навыки
. (III-0)
Приведенная беседа – разговор мандалорианина Уэлона Вау и рыцаря Этейн Тер-Мукан. Последняя познакомилась с клонами и философией Мандалора в самом начале войны; и хотя она пыталась дистанцироваться от таковой, считая ее чрезмерно жестокой и не подходящей для Ордена… что ж, это удалось. А вот от людей – никоим образом; впрочем, это уже иная история.
Коллега Этейн Бардан Джусик именно сблизился с клонами и участвовавшими в операции мандалорианами. Учил мандо’а, оказался принятым в их круг как свой – в отличие от Этейн. И честно признался ей, что в случае выбора – «Орден или Мандалор» он скорее предпочтет второе.
Наш кодекс был написан, когда мы были хранителями мира. Мы никогда не сражались на войне, не бились так, не использовали других. И это все меняет. Так что я останусь тут, потому что мое сердце говорит – это правильно. Если то, что я – джедай, с этим несовместимо, то я знаю, какой выбор сделаю.
Конечно, Джусик по боевым и тактическим качествам и близко не стоит рядом с теми из джедаев, кто ранее сумел завоевать расположение мандалориан – с Реваном и Изгнанником. Но, так же как и они, он старался их понять и принять. Что доказывает – не так уж и противоположны Орден и Мандалор.
Из новейшей истории известны два мандалорианина, джедаев ненавидевшие – старший и младший Фетты. Но у обоих были личные причины – битва на Галидраане и смерть отца. Кстати, Джанго со временем остыл; во всяком случае, он работал на Дуку, руководившего той самой битвой. А ненависть Бобы была направлена в первую очередь на Мэйса Винду; с тем же Скайуокером он общался спокойно. К Новому же Ордену относился спокойно; спасенный им Кубариэт может подтвердить.
Так что мир и сотрудничество между джедаями и мандалорианами возможно. Теоретически.

Культурное самосознание
Мандалорианское общество – весьма древнее. Галактические историки считают, что ему не менее семи тысяч лет; впрочем, иные источники называют едва ли не вдвое большие цифры. Увы, сейчас уже не установишь, кто именно положил начало государственности – легендарный тонг Мандалор Первый или же великий воин Пк’харк.
В данном случае это не столь существенно. Куда более важен тот факт, что за все прошедшие тысячелетия мандалориане не утратили своей культуры и не растворились среди других рас, хотя и общались с иными народами более чем активно.
В качестве доказательства я процитирую труд «Мандалориане: самосознание и язык», опубликованный уже упоминавшимся Галактическим институтом антропологии.
В течение пяти тысяч лет мандалориане сражались против тысяч армий на тысячах миров. Они изучали множество языков и заимствовали технологию и тактику из каждой войны. Но, несмотря на громадное влияние иных культур, и отсутствие истинного родного мира и даже вида, их язык не только выжил, но и изменился совсем немного; их образ жизни и философия остались теми же, и их идеалы и чувство семьи, самосознания, нации – лишь усилились. Доспех еще не делает мандалорианином. Доспех – это лишь символ непроницаемого, неуязвимого сердца. (III-0)
Добавить что-то к этому довольно сложно. Следует лишь заметить, что замечание насчет «отсутствия родного мира» не совсем верно – Мандалор давно стал родным домом для этого народа, хотя тонги некогда жили на Корусканте.
Мандалориане – один из наиболее устойчивых к внешним влияниям народов. Они могут перенимать технологии, тактику… в общем, внешние проявления культуры. Но их самосознание надежно ограждает их от чужой философии и изменений в сознании – как знаменитый доспех защищает их тело. Не зря среди мандалориан встречались способные сопротивляться ментальному влиянию даже самых мощных адептов Силы.

Заключение
К моему сожалению, в этой краткой лекции не удалось осветить все аспекты жизни и истории мандалориан.
Однако вы уже можете сделать следующий вывод: мандалориан вряд ли возможно уничтожить, физически или путем ассимиляции. Тот, кто решит опробовать первый вариант – заплатит очень дорого. Тот, кому выгоден второй – потерпит поражение.
Империя Ситхов возвысилась и пала. Республика сменилась Империей и вновь – Республикой. Орден Ситхов был практически уничтожен – и воскрес. Орден Джедаев был разрушен – и возродился.
А мандалориане во всем этом участвовали.

Примечание:
Пометка (HC) означает, что цитата взята из книги Карен Тревисс «Hard Contact».
Пометка (III-0) означает, что цитата взята из книги Карен Тревисс «Triple Zero».
Пометка (FtS) означает, что цитата взята из книги Терри Бисона «Fight to Survive»
V-Z
Лекция №2. Шесть деяний
Говоря о нашей культуре, нельзя обойти вниманием Ресол’Наре или «Шесть деяний». Как известно, это шесть древних правил, которые определяют жизнь мандалориан; следующий им считается принадлежащим к нашему народу.
Каковы же они?
Ты носишь броню.
Ты говоришь на мандо’а.
Ты защищаешь себя и своих близких.
Ты растишь детей как мандалориан.
Ты помогаешь клану преуспевать и существовать.
Ты откликаешься на призыв Мандалора.
Просто, не так ли? Подобные кодексы всегда просты – что у джедаев, что у ситхов, что у нас. Но, как это обычно и бывает, в них заложен более глубокий смысл, чем может показаться.
Так что теперь рассмотрим Шесть деяний подробнее.

Ты носишь броню
Мандалорианский доспех известен во всей Галактике; спутать его с каким-то другим невозможно. Такая путаница случалась разве что в случае с клонами-коммандос – но их броня как раз и была разработана на основе нашей. Да и возникала путаница лишь у тех, кто не особенно разбирался в боевых доспехах.
Броня для воина Мандалора – это то же самое, что световой меч для джедая. Отличительный признак, венец технологий, основное оружие… Да, именно оружие – потому что, как известно, в доспех часто встраивается вооружение. Таким образом можно с уверенностью сказать, что мандалорианин никогда не бывает безоружным.
Создание светового меча для ученика джедая или ситха – это рубеж, который свидетельствует об определенных достижениях и мастерстве. То же самое означает и обретение брони для воина Мандалора… и во многом можно сказать, что слово «создание» тут также применимо. Ведь каждый подгоняет доспех под себя, изменяя его в соответствии с возможностями и желаниями.
И, как световой меч не доверяют ученикам с самого начала, броня просто так не дается. Право на нее следует заслужить; вот почему человек, не имеющий права на доспех Мандалора, но надевший его, совершает тяжелое преступление. Ведь обычно он не собирается следовать воинскому пути; кое-кто просто прикрывался таким доспехом, выдавая себя за другого, и наживаясь на этом.
Только следует помнить, что доспех мало полезен без того, кто его носит. «Верд оре’шейа бескар’гам» – «воин – больше, чем его доспех».

Ты говоришь на мандо’а
У каждого народа есть свой язык; можно завоевать территории, можно привести к покорности жителей таковых… но язык останется все равно. Это одна из составляющих, делающих народ – народом.
Есть свой язык и у нас. Мандо’а – один из признаков нашего народа; особенно важно это потому что мандалориане не однородны по крови. Те, кто рожден в иных условиях, те, кто не принадлежит к людям, будут приняты в наше общество… но им необходимо освоить язык. Мандо’а – символ того, что ты принимаешь наши законы и нашу жизнь, становишься одним из нас.
Кэл Скирата и Уэлон Вау, обучая своих учеников-клонов мандо’а, помогали им следовать Второму деянию. И ему же, пусть и неосознанно, следовал рыцарь-джедай Бардан Джусик, обучаясь языку Мандалора у коммандос. Логичным выглядит то, что он потом стал одним из нас.

Ты защищаешь себя и своих близких
В жизни мандалориан война занимает немалое место; отрицать это невозможно. Но воюют не просто так; всегда есть причины, всегда есть то, за что воюют или ради чего воюют. А отсюда – один шаг до понятия защиты.
Если ты неспособен защитить себя от опасности, то погибнешь. Настоящий воин сумеет одолеть противника или отразить смертельный удар; постоянная готовность защитить себя – это путь воина.
Но у каждого жителя Мандалора есть те, кто ему дорог и близок, есть те, ради кого он живет. И защита их важнее сохранения своей жизни; тот, кто бросит родных, заслуживает лишь позора. Тот, кто будет защищать их до последней капли крови, достоин памяти в веках.
Будучи на Дантуине вместе с Реваном, Кандерос Ордо услышал, как фермер рассказывает о том, как его дочь убили разбойники. Ордо заметил тогда, что фермер не может называть себя отцом, если не пытался защитить дочь; для дантуинца это прозвучало жестоко, но иной мысли у Кандероса не могло и возникнуть. Любой, у кого есть дети и близкие, не может не защищать их.
Немногим позже мандалорианский рейдер без раздумий застрелил человека, предложившего в обмен на свою жизнь отдать жену и дочь. Даже сойдя с воинского пути после поражения от рук Ревана, эти солдаты находили подобную идею отвратительной.

Ты растишь детей как мандалориан
Как уже было сказано, мы – не единый народ по крови. Желающий стать мандалорианином принимает наши пути и нашу культуру; это значит, что он обязан взрастить своих детей в этом же духе. Иначе культурное наследие может потеряться, и народ постепенно утратит себя.
Поэтому тот, кто причисляет себя к мандалорианам, обязан воспитывать детей в стиле наших путей. Так поступал Кэл Скирата, благодаря чему его воспитанников-клонов можно назвать мандалорианами. Так поступал Джанго Фетт, заложивший в сына задатки великого воина.

Ты помогаешь клану преуспевать и существовать
Клан – больше, чем семья, но не менее важен для жителя Мандалора. Земли клана – твоя родина; таким образом, помощь клану равна помощи родной земле. Поэтому вполне логично, что любой мандалорианин будет искать возможность помочь своему клану в меру талантов и сил; тем самым он показывает, что предан своей родине. А преданность клану – часть преданности Мандалору в целом.
Верно и обратное – если кто-то решает отринуть свой клан, не имея на то веских причин, то он может отступить и от мандалорианских путей.
Благодаря такой преданности многие из кланов (к примеру, клан Фетт) существуют уже тысячелетиями; и не заметно, чтобы они собирались исчезнуть.

Ты откликаешься на призыв Мандалора
Мандалор – лидер народа, первый среди кланов. Он собирает своих воинов и направляет их действия. Разумеется, каждый из кланов может совершить многое сам по себе, но только будучи собранным под рукой Мандалора, народ способен на действительно великие деяния.
Поэтому долг любого из воинов – откликаться, когда Мандалор позовет, и помогать ему в меру своих сил. Кто-то лучше всего может сражаться сам, кто-то – руководить операциями, кто-то – советовать Мандалору и разрабатывать планы вместе с ним. Многое зависит от того, на что вы способны, и от личности лидера.
Но одно остается неизменным. Мандалор зовет – и весь народ откликается. Потому что не случайно имя главной планеты и имя лидера – одно; Мандалор представляет весь народ, и объединяет нас для единой цели.

Заключение
Шесть деяний применимы не только к мандалорианам. В конце концов, мандо’а может выучить любой, способный к языкам; защищать свою семью будет любой, кто может называть себя родителем. Но именно следование всем Шести деяниям, в их совокупности и гармоничности, делает нас – нами.
Мандо’аде.
Детьми Мандалора.
Юлия Фетт
"Vode An" (с мандалорианского «Все мы братья») — старинный мандалорианский боевой марш со словами на языке мандо'а, в которых отражена основная идея всей жизни мандалорианина.

Текст марша на мандо'а:

Kote!
Kandosii sa ka’rta, Vode an.
Mand'alor a’den mhi, Vode an.
Bal...
Kote, darasuum kote,
Jorso’ran kando a tome.
Sa kyr'am nau tracyn kad, Vode an.

Kandosii sa ka’rta, Vode an.
Mand'alor a’den mhi, Vode an.
Bal...
Motir ca’tra nau tracinya.
Gra’tua cuun hett su dralshy’a.
Aruetyc runi solus cet o’r.
Motir ca’tra nau tracinya.
Gra’tua cuun hett su dralshy’a.
Aruetyc runi trattok’o.
Sa kyr'am nau tracyn kad, Vode an.


Так этот текст произносится:

Котэ!
Кандоси са ка’рота, водэ ан.
Манд’алорэ а’дэн ми, водэ ан.
Бал...
Котэ, дарасум котэ.
Йорсо’ран кандо а томэ.
Са кир’ам нау трашин кад, водэ ан.

Кандоси са ка’рота, водэ ан.
Манд’алорэ адэн ми, водэ ан.
Бал...
Мотир ка’тра нау трашинья.
Гра’туа кун хэт су дралши’йа.
Аруетроиш рунино солус сет о’ор.
Мотир ка’тра нау трашинья.
Гра’туа кун хэт су дралши’йа.
Аруэтроиш рунино тратокк’о.
Са кир’ам нау трашин кад, водэ ан!



Так этот текст переводится на основной галактический:

Слава!
Все, как один, отважны сердцами, все мы братья.
Мы принесём с собой гнев Мандалора, все мы братья.
И слава, вечная слава,
Мы понесём её бремя вместе.
Мы как клинок из пламени смерти, все мы братья.
Все, как один, отважны сердцами, все мы братья.
Мы принесём с собой гнев Мандалора, все мы братья.
И...
Те, кто стоит на нашем пути, осветят ярким пламенем ночное небо.
Но наша ярость будет гореть ещё ярче.
И все изменники падут на колени.
Те, кто стоит на нашем пути, осветят ярким пламенем ночное небо.
Но наша ярость будет гореть ещё ярче.
И все предатели будут повержены.
Мы как клинок из пламени смерти, все мы братья!


Обучая клонов для Галактической Республики, Джанго Фетт специально адаптировал для них несколько традиционных мандалорианских песен, заменив в них некоторые ключевые слова. Предполагается, что в данной песне он заменил слово «Мандалор» на «Корусант».
Марш исполнялся солдатами-клонами под аккомпанемент барабанов и духовых инструментов.

(написано под чутким руководством и строгим надзором мамы Верды (Verda Saviin), с использованием материалов Вукипедии)
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.