Заранее прошу прощения за свою, возможно, излишнюю эмоциональность в моем отзыве. Но этот фильм меня задел (несмотря даже на кучу ляпов в нем и недостатков)...и это ИМХО...самый главный показатель того, что для меня 3 эпизод удался.
Вообще фильму нужно присвоить слоган: "Благими намерениями вымощена дорога в ад (ад ситхов, разумеется)".
Это действительно история Энакина...он и его терзания... главный стержень фильма и на всем..буквально на всем остальном ... лежит отблеск его метаний, мучений и стремительного скатывания в пропасть.
Мне многое уже было известно о сюжете 3 эпизода...за два то с половиной года. Сколько материалов прочитано, сколько дискуссий, идей, фанфиков осмыслено и переосмыслено...Я шла на 3 эпизод не для того, чтобы узнать,
что же произойдет (это в общих и даже мелких

чертах было уже известно), а чтобы посмотреть
как все развернется, какой музыкой будет пронизано, какими красками, эмоциями, энергиями пропитано, чтобы снова окунуться в ставшую такой знакомой и любимой атмосферу...
В принципе, мне это удалось...даже несмотря на все имевшиеся в этом фильме шероховатости...
Фильм посмотрела в день премьеры и потом…долго (как и многие здесь) и мучительно не могла определиться...понравился мне он или нет. Абсолютно точно, что я не была в полном и немом восторге. Но все-таки ... скорее понравился

. В общем и целом. Даже несмотря на наличие множества уже довольно хорошо разобранных здесь недочетов. Но Бог с ними...с монтажом, озвучкой, иногда нелепыми диалогами и прочим.
Обратимся к главному...И сначала о том, что сильнее всего зацепило...
На самом деле, всерьез тронули 2 сцены:
убийство детей и убийство джедаев. Несмотря на трагизм ситуаций, смогла только с восхищением прошептать….Как же хорошо это все было снято! Маленькие падаваны (не юнглинги, избавьте меня от этого совершенно дикого для моего уха слова), спрятавшиеся в полутемной комнате Совета и вылезающие из-за кресел магистров...и тот светленький симпатичный мальчуган, вполне возможно, что похожий на Люка в его возрасте, который так доверчиво подошел к Энакину...Шипение мяча...Ужас! Вот почему-то именно с этого момента, я четко поняла, что все...вот сейчас начнется свистопляска. Чуть раньше в этой же комнате, тогда еще залитой закатным светом солнца, Энакин принял свое решение...но решеие принять...это одно, а реальный поступок...Это начало конца...обратной дороги не будет.
Предательство и убийства джедаев...Сцены без слов почти, лишь с музыкальным сопровождением...но впечатляет. Смотришь на эти кадры и понимаешь, все это тоже начало конца (для джедаев и целого пласта культуры) и начало нового витка истории, что вот так вот нелепо и кроваво закатывается Великая Эпоха Джедаев. Нелепо и в тоже время очень по человечески (если рассматривать все в контексте человеческой истории и не только человеческой...ведь был в этом фильме аналогичный момент, когда Палпатин под гром аплодисментов был признан Императором теми сенаторами, которые не понимали, что предают тем самым свои же идеалы). Почему то впомнились слова Таркина, которые тот скажет Вэйдеру в 4 эпизоде: "Огонь джедаев был погашен много лет назад. Вы, мой друг, единственное, что от них осталось"...Истинно так. И хочется повторить слова Оби-Вана, когда тот пришел в покои Падме: «Грустно все это».

И это еще мягко говоря.
Между прочим, эти клоны преопаснейшая штука…так быстро меняют свои настроения

…
Еще 2 момента, тоже сильно меня царапнувшие... Первый...это то, как Энакин бегом бросился встречать Падме на Мустафаре, как только узнал ее корабль (и ты снова понимаешь, хотя нет...просто чувствуешь… всю обреченность их отношений...Того, что было прежде, уже не вернуть...понимаешь, что Энакин - зло, на нем кровь...кровь детей)..но вот видишь как он отчаянно бежит ей навстречу (и кстати в начале фильме есть похожая сцена, когда Энакин, вернувшись из миссии по спасению канцлера, бежит навстречу Падме, спрятавшейся за колонну) и его снова становится безумно жаль...Сколько в нем было потенциала и как ужасно он загубил его...
И второй момент...надевание маски на лицо, на котором (вот уж удача и почти чудо, учитывая условия падения в лаву)...сохранились глаза. Очень удачный прием..показать нам взгляд на мир как бы из под маски и то как она медленно надвигается на лицо Энакина и на какой то момент его глаза в ужасе расширяются и через секунду маска наглухо опускается на лицо, отделяя его от мира навсегда...что-то захлопывается и слышится первый шипящий вдох, ставший уже фирменной фишком лорда Вэйдера...Потрясающе!
Еще момент...Любовь Падме...Вообще она почти весь фильм играла довольно вяло, но за последнюю ее сцену с Энакиным ей можно простить все. Меня почему-то просто потрясло...как она..идиалистка! поборница справедливости и порядка!...даже несмотря на ужасную и уже открывшуюся ей правду, о том, что ее Энакин - ситх, ее Энакин - убийца детей и джедаев... она все равно отчаянно пытается спасти его, увести, обрести его вновь...Ее порыв, там на Мустафаре, на площадке...когда она уже понимала, что все это правда...порывисто хватается за шею Энакина и сбивчиво начинает лепетать, уговаривать его бросить все, улететь с ней...Помню как в этот момент в моей голове промелькнула мысль..как же сейчас Падме похожа на других женщин...на вечную попытку женщины удержать мужчину от игры в разрушение и власть, от саморазрушения, посулив ему в качестве награды свою любовь, мир и уют семейного очага, и наивно думать, что он этим удовлетворится...И еще…Хочу посмотреть эту сцену на английском!!!
Трагизм....это ощущение присутствовало начиная с самых первых кадров фильма. Я смотрела на Энакина (такого молодого, красивого, влюбленного, полного сил, и,а в 3 эпизоде это было намного более заметно, чем во втором...очень хорошо относящегося к своему учителю)...И было жаль его до чертиков. Его и Оби-Вана, и Йоду, и Падме...всех короче. Такое ощущение, что все плохо, на фиг

Если подумать, то это вообще черта характера Энакина: кого люблю, тех защищаю до смерти. Тех людей, кого Энакин считал своими, он был готов защищать, невзирая на любой риск для себя. Это его мать, это и Квай, и Оби-Ван, Падме и даже Р2. Может этим и объяснится потом тоже совершенный под влиянием чувств поступок в 6 эпизоде, когда он бросится защищать Люка. Люк это свой...а значит к ситху все остальное. Также как он послал (ну не словами, конечно, но действием) канцлера, который хотел смыться с корабля без Оби - Вана.
Не просчитал это Император, не просчитал. Хотя Йода (во время их поединка) практически прямым тестом сказал ему, что тот ошибается во всем..и в своем свежеиспеченном ученике тоже…
К слову о недостатках…меня озадачил неестественно быстрый окончательный переход на ТСС...вернее даже не переход. Переход, как мне кажется, это концептуальное решение где-то на более глубоких уровнях личности, связанное не столько с эмоциями, сколько с сознательным выбором иных установок и ценностей. Во всяком случае это не одномоментный процесс и решение должно приниматься на трезвую голову. И это еще Вэйдеру предстоит сделать, прорасти, так сказать, в ТСС. У него почти четверть века впереди. Здесь же были только какие-то наброски, метания…
Энакин постоянно совершает какие-то действия, а потом начинает сожалеть об этом. Ни одного четко просчитанного поступка.
Вообще линия отношений Энакина и Палпатина любопытна. Я до просмотра фильма считала, что Энакин будет боготворить Палпатина и пойдет за ним из восхищения, поклонения, а тут...друг и соратник поневоле как говорится. И вообще какое-то потребительское отношение к ТСС. Сама ее концепция Энакина то не сильно привлекает, лишь желание узнать конкретное средство из всего арсенала ситхов для избавления от страха потери дорогого существа побуждает его клюнуть на крючок канцлера, прямо какой-то прагматический подход к делу. И это уже потом его зацепило...желание власти. Кстати он демонстрирует абсолютно нереальный взгляд на вещи. Если в устах Палпатина эта претензия: "Я буду править всем миром" звучит вполне правдоподобно и реалистично (все таки он политик, умнейший человек, столько лет у верхов власти, знает все ее механизмы, он реально сможет править), то представить Энакина..еще мальчишку совсем...Сильного, потенциально перспективного, но мальчишку...Императором??? Сразу думается..."Мда...заразная штука эта ситховость. Крыша слетает не у одного Императора"

. Или это у него от отчаяния

? Типа, я понимаю, что служу Злу, но я его использую, а потом уничтожу Монстра и тогда уже принесу в Галактику добро? И еще…Эничка явно был не знаком с идеей Достоевского о "слезинке ребенка"...А жаль...
Всюду и везде чувствует надрыв. Случайность. Словно Энакин все делает невольно, почти против своей воли.
Это сквозит буквально во всем: и когда он ведет армии клонов на храм, низко опустив голову в капюшоне, и когда заходит в комнату Совета, чтобы перебить ребятишек, и когда на Мустафаре, уже покончив с сепаратистами, смотрит на беснующуюся за перилами террасы лаву...У него злой, ненавидящий взгляд, а на щеках следы слез...Ведь это странно, неправда ли?
А тот момент, когда он сдался и признал Палпатина своим учителем?...Я не знаю, что его так сломило. Из него же как будто все кости вытащили и он (после смерти Винду) рухнул на кресло совсем обессиленный. Такое впечатление, что у него не было никогда никакого стержня, за который можно было ухватиться. Лишь любовь к дорогим ему людям всегда удерживала его от края. А тут ему кажется, что он лишится и этой опоры...и вот тогда начинается его помешательство.
Контроль явно не самое сильное место в способностях Энакина. И главное...это возможно и у Вэйдера сохранится. Удушение офицеров ведь тоже не всегда будет так уж оправдано. Создается такое впечатление, что импульсивность Энакина абсолютно не подчиняется требованиям его разума. А ведь он далеко не глуп. И с интуицией (что в фильме наши переводчики совершенно "очаровательно" обозвали чутьем..."Я чую графа Дуку", "Я чую опасность"...ужас! не знаю, как у вас, но у меня однозначно возникали ассоциации с представителями животного мира, не буду уточнять какими

) у него все в полном порядке. Откуда же такая необдуманность, ошибочность действий? Убил Дуку...начал раскаиваться...как будто и не хотел его убивать, но вот так получилось...убил Винду и такая же реакция...не виноват я, извините, не рассчитал удара...убил (хотя тут конечно спорно, и я пожалуй, вынесу эту проблему в качестве отдельного вопроса, на который я пока не нашла ответа) Падме...и снова бездна сожаления...
Еще момент…Показанная крупным планом…рука, металлическая рука Энакина, который с неимоверными усилиями ползет, карабкается наверх...несмотря на дикую боль, на поражение, отчаяние...Какая воля к жизни!...
Интересно, что ему придавало сил? Ненависть? Желание отомстить? Страх за Падме?...Ведь он вспомнил о ней, даже находясь в жутком состоянии…Это был первый вопрос, который он задал Палпатину.
Кстати ту выше отмечали...Витч кажется...что свое «ненавижу» Энакин процедил из-за того, что не смог победить Оби-Вана...ИМХО, совсем не так. Он обвинял учителя в тот момент во всем. И в том, что Оби-Ван не стал для него тем, к кому он смог бы прийти и рассказать о своей первой страшной вехе на пути к становлению Ситхом...о месте за смерть матери (он ведь пришел к Палпатину, а не Кеноби), и в том, что Оби-Ван не смог помочь ему, когда Энакин метался в поисках способа, который смог бы спасти Падме, и в том, что он всегда вмешивался в его жизнь, причем вмешивался топорно (ну млин у Оби-Вана просто талант появляться в самый неподходящий момент

), из-за его появления у Энакина сдали нервы и он поднял руку на самого дорогого ему человека. И Энакин в своих обвинениях был лишь наполовину не прав. Конечно, все, что случилось результатом собственных выборов Энакина. Кеноби лишь один из детонаторов что ли...Но один из самых мощных детонаторов. В его воспаленном болью, обидой, гневом мозгу Оби-Ван в тот момент был самым худшим врагом. Вот откуда его «ненавижу».
Палпатин. Игра отличная

, хотя кое-где и переигрывает. И ему действительно было страшно под мечмо Винду…или он притворялся? Так и не поняла. Ну а вообще, садюга еще тот...Гаденыш, но при этом более человечный, чем Винду и Оби-Ван, что ли. И еще у меня создалось впечатление, что зря все говорили, что он начал сходить с ума в 6 эпизоде. Ерунда это все. Помешательство и паранойя у него начались гораздо раньше...в 3 эпизоде. Эти его истерические смешки (во время поединка с Йодой), оскаленные зубы, бредовые подвывания...и реплики. Мда...тихо шифером шурша…
Загадкой так и осталось его отношение к ученику. Мне показалось, что Энакин Палпатину самую чуточку, но дорог. Может потому что он уже рассматривал его как истинного ситха..как существо своей расы, рода, уровня и потому такое скорбящее выражение лица у него было, когда он его обнаружил на Мустафаре...А зачем он обвинил Энакина в том, что тот убил Падме? Чтобы заполучить его уже полностью?
Из технических моментов мне не понравилось то, как был представлен ночной кошмар Энакина...Ну как то неестественно..словно в бразильском сериале воспоминания…
Как ни странно оставил равнодушным Альдераан (или его мало показали?); не впечатлили похороны и даже это акцентирование на амулете, который Падме сжимала в руке...Интересно, кто ей его туда вложил?...Ведь он висел на цепочке..неужели она перед смертью сняла его и специально накрепко зажала в ладони?
Умерла она, конечно, эффектно. Хотя у Шми это получилось лучше во 2 эпизоде...у той как то более натурально и задевало больше. Как я читала в одном отзыве о смерти Шми: "Вот был человек и через мгновение, понимаешь, что все…его уже здесь нет. Умер"...Иначе и не скажешь.
И да, удивила, быстрота с которой были придуманы имена детям. Или она раньше озаботилась этим вопросом

?
Некоторые моменты остались непонятными, а именно:
- атмосфера на Мустафаре и должно быть жаркая погодка там внизу...над самой лавой. Как джедаи с этим справлялись? Или в пылу битвы можно наплевать на кислород и температуру вокруг?
- вроде у Энакина были сожжены легкие, во всяком случае, явно повреждены дыхательные пути...вопрос...каким образом он дышал, пока Палпатин вез его на Корускант и главное орал от боли, когда ему в живую...без всякого наркоза (наверное за это Энакин и раскромсал мед. дроидов позже; не выдержал бы наркоза что ли?) припаивали конечности..
- какой то прямо картинный и жалкий прием..Орущий "Нет!" Вэйдер и главное широко раскрывающий при этом руки..он бы еще кулаком в воздухе потряс..Ну ненатурально. Когда у человека горе, несчастье...меньше всего хочется распахнуть руки, скорее возникает желание упасть, сжаться в комок, закрыться от мира, от себя...И это его сдавленное "Где Пядьме"...очень надеюсь, что это глюк озвучки...Настоятельно нужно послушать в оригинале, чтобы стереть это неприятное впечатление
- поразительная живучесть Энакина...недавно загибался на операционном столе, а потом встал и пошел и даже свежеприставленные ручки на груди скрестил. Кстати этот жест тоже как то не в тему был. Согласна с тем, что такие понты лорду Вэйдеру на пристали.
- Йода говорит, что Оби-Ван будет на Татуине учиться и из контекста мы понимаем, что его учителем будет Квай-Гон, нашедший дорогу к бесмертию (кстати какая ирония! Энакин все положил на алтарь своей надежды реализовать свою давнюю мечту: "сделать так, чтобы люди не умирали" и проиграл, а тут он, этот секрет, оказывается почти совсем рядом был)...
Это, конечно, лишь немногие из всплывающих вопросов…В 3 эпизоде вообще каждый момент рождает целую бездну ассоциаций…Буду думать…
И напоследок…Оби-Ван в начале поединка с Энакином сказал ему мудрую вещь: «Только ситхи делят мир на черное и белое». И если так, то Энакин наилучший из их представителей. Весь фильм это подтверждает. Его просто кидает…из крайности в крайность…Джедаи иначе все воспринимают, для них нет абсолютов…потому Йода и посоветовал Энакину отпустить от себя привязанность, смириться…И потому, возможно, для джедаев приемлемо существование многообразия точек зрения. Подход ситхов честнее во много раз, но и гораздо более рискован. Энакин рискнул…а вот Оби-Ван не осмелился…И потому бросил Энакина умирать. Нет абсолютов, всегда половинчатость.
ЗЫ: Ой как много получилось. А вроде недолго писала